23 мая 2011 г.

Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 года было
учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования
застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия
функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А. В.
Квасов (1763-1772 гг.) ; И. Е. Старов (1772-1774 гг.) ; И. Лем (1775-1796 гг.) . Помимо урегулирования
планировки Петербурга и Москвы комиссия за 34 года создала генеральные планы 24 городов (Архангельска,
Астрахани, Твери, Нижнего Новгорода, Казани, Новгорода, Ярославля, Костромы, Томска, Пскова,
Воронежа, Витебска и других) . Главными градоформирующими факторами считались водные и сухопутные
магистрали, сложившиеся административные и торговые площади, четкие границы городов. Упорядочение
городской планировки на основе геометрически правильной прямоугольной системы, застройка улиц и
площадей городов регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться
образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу. Это способствовало единству организации
улиц. Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами
фасадов. Они отличались простотой архитектурных решений, их плоскости оживляли лишь фигурные
повторяющиеся обрамления оконных проемов.
В городах России жилая застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность
поднималась до трех-четырех. В данный период А. В. Квасовым разработан проект благоустройства
набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей
превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 году был составлен новый
генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей,
полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов
частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760
годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним
проявлением классицизма был проект “Увеселительного дома” в Ораниенбауме (ныне не существует) ,
составленный архитектором А. Ф. Кокориным, и так называемый Ботный дом А. Ф. Виста (1761-1762 гг.) в
Петропавловской крепости.
В этот период в России работали известные архитекторы: Ю. М. Фельтен и К. М. Бланк, итальянец
А. Ринальди, француз Т. Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической
последовательности возведения строений, следует отметить, что классические формы и ясные
композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Здесь необходимо рассмотреть
основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) — Китайский
дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном
мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с
искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений
одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой Большой зал, Овальный зал, зал Муз,
Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-
1774 гг.) — хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и
третьем этаже. Павильон в Ломоносове — единственное сохранившееся напоминание о народных
развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России,
благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и
Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный
двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей внизу основной корпус,
дополненный пятигранными шестиярусными видовыми башнями и дугообразными двухэтажными
крыльями, охватывающими парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) он был
перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В. Ф. Бренна.
Сдержанная пластика фасадов комплексируется благородством местного камня – светло-серого
пудостского известняка. Парадные интерьеры расположены на втором этаже, из них наиболее значительны
Белый зал, Аванзал, мраморная столовая и другие. Дворец был разрушен в годы фашистской оккупации.
Ныне реставрирован. Кроме указанных выше А. Ринальди выстроил несколько православных храмов,
особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко
пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров,
поярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о
стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму.
Помимо монументальных зданий А. Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует
отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.) ; Чесменскую колонну (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский
обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.) . Учреждение Академии художеств в 1757 году обусловило появление
новых архитекторов, как русских, так и иностранных. К ним относится приехавший из Москвы А. Ф.
Кокоринов (1726-1772 гг.) и приглашенный из Франции И. И. Шуваловым Ж. Б. Валлен-Деламонт (1729-
1800 гг.) . К творениям указанных зодчих следует отнести дворец Г. А. Демидова (особенность дворца
Демидова — чугунная наружная терраса и чугунные лестницы с дугообразно расходящимися маршами,
соединяющими дворец с садом) , здание Академии художеств (1764-1788 гг.) на Университетской
набережной Васильевского острова. В зданиях прослеживается отчетливость стиля раннего классицизма.
Сюда следует отнести главный корпус Педагогического института Герцена, северный фасад Малого
Эрмитажа; строительство большого Гостиного двора, возведенного на заложенных по контуру целого
квартала фундаментах. А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые ансамбли,
которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером
этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И. Г. Чернышева. В середине XIX века на его
месте у Синего моста был возведен архитектором А. И. Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же
период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтон Ю. М. Его творчество
формировалось под влиянием Ф. Б. Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма.
Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский
институт, расположенный рядом с ансамблем Смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними
дворами хорошо сохранило свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое
совершенное произведение Ю. М. Фельтена — это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-
1784 гг.) . Она создана при творческом участии П. Е. Егорова (1731-1789 гг.) ; железные звенья выковали
тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские
каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого.
Поворот русской архитектуры в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном
ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.) неподалеку от Кремля на берегу Москвы
реки по замыслу архитектора К. И. Бланка (1728-1793 гг.) . В подмосковной усадьбе Кусково К. И. Бланк в
1860 году возвел импозантный павильон “Эрмитаж” . В соответствие с возникновением и развитием
классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная
(английская система) , распространившаяся в Западной Европе и, прежде всего, в Англии.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.